Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Поиск
663107, Красноярский край, Казачинский р-н, Вороковка с, Советская ул, дом № 29
Наш адрес
+7 (39196) 73-137
Контактный номер

История Вороковского сельсовета

Тихо катит воды река Кемь. Катит воды мимо черемухи, что низко наклоняются над рекой, мимо берез и осин, видит она сосны, рябину и кедр. Кедры не растут у реки, но стоит у реки, окруженное кедрами село, названное давным, давно Вороковкой. Когда поселились и кто основал деревню, никто не знает. Впервые о нем упоминается в документах с 1800 года. Есть основание считать, что люди поселились на месте будущего села гораздо раньше. Есть несколько вариантов:

Cамое, старое село Кемское, затем появилась Матвеевка, называвшаяся раньше Шамановка. Или из-за того, что там была стоянка тунгусского шамана, или из-за того, что царь батюшка Алексей Михайлович после раскола церкви выслал в Сибирь старообрядцев, которые явно отличались своей верой от православных христиан – названы были шаманами. Отколовшаяся часть от старообрядского верования и основала деревню Вороковка. А поскольку раньше людей, переступивших закон или правила поведения называли ворами, то и деревня получила название Ворыговка (ведь коренная фамилия в деревне Ворыгина), а затем уже стала Вороковской.

Принято считать, что Вороковка была заселена ссыльными украинцами, поляками после какой-то смуты. Вернее всего после воссоединения Правобережной Украины и Белоруссии с Россией. Высылались в Сибирь те, кто был против этого воссоединения. Тогда деревня оправдывает свое название «Воры», но образовалась ранее. Возможно так же, что украинцы и белорусы были высланы позднее. Царская воля не объяснима.

Груза в Енисейск в летнее время доставляли водой по Енисею и обратно в Красный Яр. Большим препятствием был Казачинский порог. Перед ним груз выгружали с судов и переносили по - суху вручную. Порожние суда переводили через порог, вновь загружали и доставляли в Енисейск. Приходилось держать станок – Казачье: для охраны и для содержания рабочей силы. Рабочей силой была прослойка провинившихся казаков. Часто пешим порядком гнали по этапу ссыльных. Многие не могли смириться с неволей. С провинившимися относились сурово. В деревне Прутовая специально стояла изба, в которой стояли лавки, на которых их беспощадно пороли розгами. Прутья рубили на протоке Енисея. Деревню так и назвали Прутовая. Естественно, чувствуя расправу, кто-то мог бежать. Достигнув не обжитое место на реке Кемь, скрывались от преследования. Так возникло село из людей, которых называли «ворами». Место было благодатное, рыба в реке водилась, зверь в лесах. Потом появились пашни.

Осваивая Сибирь, первые поселенцы груз везли через Обь и с Нарыма на Кемь суда проводили волоком, а потом сплавлялись вниз до Енисея. Возможно, кто-то сбежал по дороге, основав поселение из воров и татей названное Вороковка.

Возможно, поселение в деревне занималось изготовлением вара. Тогда название деревне не Вороковка, а Вараковка.

Как возникло село наше, никто уже не узнает. Знает река, но воды – свидетели прошлого давно ушли в океан, превратились в лед, а столетние кедры говорить не умеют.

Нона Арсентьевна Кожевникова, жительница села Вороковки